FotoModel 2006
Мила Гладуш
Большой привет
от «маленького черного платья»
До недавнего времени модельер Андрей Шаров был более известен театралам, нежели широкой публике. Его работы в спектаклях Андрея Житинкина и Романа Виктюка, ошеломившие когда-то Москву своей изысканной, подчеркнуто раскрепощенной эстетикой, теперь уже стали классикой и не вызывают споров.
Может быть, еще где-нибудь на Западе Шаров по старой памяти считается авангардистом. Концептуально-ироничные выходки, не перешагивающие порой границ подиума и сцены, остались в прошлом как свидетельство удавшегося эксперимента. Его последние коллекции показательны естественным переходом в качество, комфорт и функциональность.
30 марта, в заключительный день Недели Моды в Москве, «Bureau 365 Sharov» представило свою коллекцию «Дикая дивизия». Внешняя агрессия, выраженная и в названии, лишь обыгрывается и показательно опровергается: стоит лишь моделям снять черные очки как маску и обезоружить улыбками. Кажется, к нам возвращается былая легкость, утраченная на высоких подиумах новой моды?
Своими размышлениями на эту тему с нами делится Андрей Шаров.
К большому сожалению, в Москве сейчас господствует пафос, чего раньше, при нашей изначальной любви к эклектике, не было никогда. Люди, которым доступно абсолютно все, идут к проверенным именитым модельерам, а те, в свою очередь, набивают руку на готовых, беспроигрышных вариантах. Где-то это уместно, где-то ужасно, и приспосабливаться к этому не хотелось бы.
Мода, как это ни странно звучит, не считается с деньгами и развивается вопреки требованиям имущего класса. Московская мода – это свобода прежде всего в выработке своего стиля, неподчинение законам одинаковости сообщества. Свобода предполагает опору на собственный внутренний стержень, свойственный людям, добившимся жизненного успеха. Большие деньги – всего лишь один из атрибутов свободы, завоеванное право оставаться самим собой.
В современном костюме, за редким исключением, больше видна рука мастера, нежели индивидуальность самого обладателя. Свою руку, например, я показывать бы не хотел, но и здесь – срабатывает требование потребителя: к модельеру идут за чем-то определенным, за тем, чего не находят в магазинах готового платья. Просят оригинально отделанные лацканы, меняют количество пуговиц – и это, в основном, все. Не выработано нового стиля. Того, что задано так мощно и ярко в двадцатом веке, в двадцать первом не происходит.
Сто лет назад в какой-то степени было проще, не было таких технологий, такого униформизма, как сейчас. Господствовал закон индивидуальности, определяющий новый стиль, способный радикально влиять на моду. Боюсь, что Коко Шанель освободила женщину раз и навсегда, окончательно и бесповоротно, и ничего столь же необратимого в ближайшее время не предвидится. Прежде всего потому, что у современной женщины остается все меньше времени на выдумки и примерки. Все зависит от ритма жизни, мы существуем в бешеном практичном ритме, в режиме целесообразности, из которого склонность к мечтательности выпадает. Гораздо удобнее заскочить в магазин, выбрать из готового платья то, в чем узнаешь себя в зеркале, чем тратить время на творческие поиски модельера. Потребителей индивидуального платья становится все меньше, зато свободы выбора – больше, в выборе стилей и в их смешении ограничений практически не осталось.
Атмосфера великосветских раутов немногим отличается от обычной клубной, где также срабатывает закон узнаваемости своих, несмотря на кажущееся разнообразие. Мода не работает в каком-то корпоративном стиле и наверняка не отражает никакой внутренней иерархии. Но вот «маленькое черное платье», например, скоро станет экзотикой, поскольку современный костюм главным требованием выдвигает предельную функциональность. Светский раут больше не переходит в презентацию haute couture, отказ от демонстративной вычурности – это даже не требование класса, а показатель вкуса. Мы наконец-то окончательно отошли от унисекса, это было какое-то подростковое поветрие, свойственное мучительному процессу самоидентификации. Современный стиль четко различает линии женственные и мужественные – несмотря на явный урбанизм, вольно переплетающий линии спортивные и деловые в привычный уже клубный гламур. Откровенно броским может и должно быть качество – качество дорогих натуральных материалов. Кожа – от классической до экзотической, обработанной до эффекта легкой небрежности, тонкая комфортная шерсть, хлопок, во всем разнообразии своих фактур, от хрустящего тонкого до плотного.
Одежда становится максимально удобной и универсальной. Церемонии с переодеваниями выпали из современной жизни. Свойственные нашему великосветскому обществу шик и роскошь достаточно продемонстрировать в набивном шифоне, в золоте и серебре декора и аксессуаров. Простые, четкие, энергичные силуэты, динамика и естественность линий: в сочетании с раскрепощенной вычурностью отделки это создает удивительное ощущение праздника, который всегда с тобой, праздника в одежде на каждый день, без подобострастной торжественности.
И при таком развитии наша мода, как бы ни ужесточалось время, не утратит ни своей свободы, ни индивидуальности.
Фото: Александр Петте.
|