Мила Гладуш. Мара. Новое откровение. Фото: Олег Михеев.
Потрясающая сексуальность, которой нет, пожалуй, на русской сцене. Делась куда-то сексуальность. Перешла в блестящие грезы папиков.
Показ DezertiraNet:
«Черная невеста» на Russian Fashion Week опрокинула
модный мир. Распутной авантюристке
мужские грезы – побоку, по колено. Мара
– русский полководец и русская куртизанка.
Уводит поверженную армию Наполеона в
болота гибели в расхристанных и пьяных
нарядах. Она ушла от продюсера, от
честного продюсера Дмитрия Гройсмана,
который никак ее не сдерживал, – просто
переросла любое управление над собой.
У нас артисты платят за свободу.
Попробовала trash-glamour
питерских оторванных Pirosmani. Фактура была востребована –
это факт. Какая альтернатива? Чему?
Никакой крамолы. Без помпы: ритмичный
свет и струнный квартет. Уже прижился
симфонический антураж после Земфиры и
Лагутенко. Классика и реальный рок
одинаково альтернативны официальной
сцене. Никого не трогают, социальным
протестом не докучают, ушли в себя: в
надрыв, в нестандартную любовь и боль.
В такую любовь, что не укладывается в
телевизоры. И все-таки не угодны, даже
без деклараций: в нервной пластике, в
рваном живом голосе – неслыханная
внутренняя свобода. Одинаково блестящий
товарный вид одних – игра по правилам
общества потребления. Задача других –
самовыражение на публике и ничего
больше. Оживают только на сцене – на
своей территории, всегда пограничной.
Самобичевание, эксгибиционизм, собственный
голос, в котором сами же тонут. С умом и
талантом, и дал еще Бог свободу, - разве
можно это на что-нибудь променять?
Откуда такая болезненная
любовь в бодром здоровом теле? Зачем
вообще говорить о том, что внутри все
плохо? Глазки не строит – незачем, не
видит никого вокруг, улыбка – блуждает.
В себе – как в панцире, в черной коже,
неприступно упакована сама в себе. В
наслаждении собой и своим одиночеством,
доведенным до приятного абсолюта. Брутальные девушки с гитарами
все чаще лишают надежд.
1. Камбоджа.
Большая редкость:
Мара – и интервью. - Размениваться на какие-то
журналы, так же, как на мелкие действия,
- это не мое. Я не читаю журналы, только
о путешествиях: подхожу и покупаю, даже
не глядя на названия. Я – великий
путешественник, люблю читать о далеких
странах. А общепринятый глянец – нет. - Прописывая тур, изучаете
путеводители? - Нет, потому что мне действительно
интересно – поехать, например, в Судан.
А там бы мои гастроли… Там негры голые
бегают, в одной повязке на голове, с
оружием, идет нескончаемая перестрелка
между Севером и Югом, там очень жестко.
И музыка там, я думаю, только
народно-патриотическая. А жаль. - Вас привлекают африканские
страсти? Гребенщиков говорил: «В музыке
у негров господствует чувство ритма, у
русских – чувство вины». - У негров своеобразное чувство
ритма. Оно не сравнимо ни с европейским,
ни с каким-либо еще. Нет, тянет меня туда
не поэтому. Гастрольный тур, как правило,
не имеет ничего общего с моими пристрастиями
к путешествиям. Это замечательно, если
встречаются каменоломни какие-то или
пещеры, в скалах подземные длинные
города, как под Кишеневым. Но, к сожалению,
большинство городов ничем необычным
не примечательно, и, уже к счастью,
гастрольный график таков, что ты
приезжаешь утром, играешь концерт и
вечером едешь дальше. Вообще меня сложно застать в
Москве, я чаще бываю в Лондоне. Дело не
в географии, сами города без энергетики
ничего не значат. Я просто люблю жизнь.
У меня очень сложное восприятие Москвы
- после Эдинбурга и Лондона, после
других, иначе организованных и иначе
устроенных городов. На данный момент я
даже не знаю, нравится мне здесь или
нет. Когда у меня нет концертов, я никуда
не выхожу из дома. В Москве тяжело жить
– эмоционально тяжело: очень большой
город и очень малая степень контакта
людей друг с другом. В том же Лондоне
гораздо проще найти общий язык с другими,
чем здесь, в Москве.
2. Уходим.
- Сегодня концерты,
гастроли – единственная возможность
остаться в шоу. Настоящая музыка ушла
из эфира, из виртуальной реальности –
в реальную жизнь: на фестивали, в клубы. - Действительно, наблюдается
засилье невысокой по уровню, неинтересной,
абсолютно коммерческой музыки в
телевизоре, но… Даже не хочется обижать
программных директоров, потому что, к
сожалению, скорее всего, таков спрос.
Да-да, таков у нас сегодня ментальный
спрос – в стране великой музыкальной
культуры. Если слушатель требует песню
«Мы с тобой поедем в Сочи…» Есть такая
песня? - Наверняка. - Да, слушатель этого в массовом
порядке требует. Поездите по России и
понаблюдайте, что люди слушают. В
подавляющем большинстве – шансон, очень
любят простенькую попсу. Может быть,
если впиливать им что-то другое, они
полюбят другое. Человек – обучаемое,
на все способное существо, можно его
приучить и к хорошей музыке, и к очень
хорошей музыке. Но для этого потребуется
перейти на качественно новый уровень,
потому что постоянно растет, наступает
новое, свежее, энергичное поколение, не
испорченное посредственностью. В музыке
произошел как никогда серьезный раскол:
есть одинаковая, массовая, откровенно
коммерческая продукция – и есть
отдельные, утонченные, не похожие ни на
что явления. - Этим и определяется
понятие «альтернатива»? - Альтернатива – скорее
стилистическое понятие, потому что со
мной, например, играют очень серьезные
альтернативные музыканты, и альтернативное
звучание – просто факт. - Сегодня серьезное – уже
альтернативное. Как и ваши классические
музыканты. - Очень серьезные – из Симфонического
оркестра под управлением Башмета, из
Большого Симфонического оркестра имени
Чайковского. Да, я давно хотела это
сделать и очень рада, что мы довольно
быстро свели наши возможности в единое,
за три недели. - Появляются
альтернативные TV-
каналы, как они вам? Например, О-2? - Недостаточно высокий уровень,
нет концепции. Всякий раз, переключаясь
на него, натыкаюсь на очередной
live-концерт какой-то совершенно
немузыкальной группы. Я не смотрю русское
телевидение вообще. У меня начался
период чтения – я перечитываю, и с
большим увлечением. Перечитала Гюстава
Майринка, сейчас буду перечитывать
Милорада Павича, «Хазарский словарь»,
потом Библию, потом что-нибудь еще.
Все-таки наша литература – даже не то,
что мы читаем, а то, что перечитываем. - Вы не читали какое-то время,
чтобы закончить пластинку? Освобождались
от посторонних влияний? На вас так
действуют чужие слова? - Мне просто не хотелось читать.
Я была наполнена всем, во мне было слишком
много меня самой, и не было времени на
чтение. Мне нужно было просто вывернуть
из себя все, что во мне накопилось. А
сейчас у меня появилось желание
переосмысления довольно сакральных и
серьезных произведений, которые я
когда-то читала.
3. Че на чем?
- Вам свойственно
сочетание пофигизма и перфекционизма? - Я скорее жесткий перфекционист,
и считаю, что нет такого сочетания. Во
мне по крайней мере нет. Мне кажется,
либо перфекционизм во всем, либо пофигизм
– также поглощает все. Я жесткий
перфекционист во всем. - Этим и объясняется ваш уход
от Гройсмана на свободу? - Уход больше касался моего не
музыкального, не образного ни в коем
случае ощущения, а только
стратегически-финансового. Любое
расставание артиста с продюсером
обусловлено финансовыми аспектами.
Конечно, как человеку порядочному, мне
пришлось этот вопрос закрыть. - То есть, Гройсман
сам по себе вам не мешал нисколько? - Отдавать ему деньги? - Работать. - Мне никто не может помешать,
помешать петь, это невозможно. - Гройсман не склонен к чисто
коммерческой музыке, когда-то именно
он организовывал вместе с Козыревым
«Нашествие» и «Максидром». И сейчас, в
отличие от Козырева, у него откровенно
форматных пристрастий нет. Он хороший
продюсер? - Об этом лучше судить тем людям,
которые с ним остались. Я дала ему слово
не комментировать ни наши с ним отношения,
ни причины разрыва, и дала ему слово не
говорить о нем ничего плохого. В отличие
от него я свое слово держу. - Так мы о хорошем. Гройсман
придумал клип «Че на чем» - обычно мужчины
не любят подобные провокации. - А в чем провокация? Фантазия,
может быть, откровенная и бурная фантазия.
Разыгрывается вечная несбыточная мечта
мужчин о деторождении - как «Голем» того
же Майринка. Фантазии всего лишь, не
провокации. Идея-то не моя была. - Ваш новый образ – провокатор,
агрессор. Мара заметно оживляется
после темы Гройсмана, где чувствовалась
в голосе излишняя, пожалуй, твердость: - Девушка-провокатор осталась
до Pirosmani.
В костюмах от Pirosmani
я теперь «Черная невеста», женственная
и лиричная, совсем не агрессор. Я –
куртизанка, в окружении толпы мужчин,
веду за собой армию французских солдат. - Тех, что бежали из Москвы и
заблудились в лесах? - Тех самых. - Под дулом пистолета? - Да, с настоящими трофейными
пистолетами. - И вы утверждаете, что это
мягкий лиричный образ? - Абсолютно женственный. В
рок-музыке я вообще единственная девушка
в платье, мной это началось и на мне,
видимо, закончится. Армия мужчин – и
одна-единственная женщина, это априори
женственный образ. Здесь не может быть
никакой агрессии, никогда. Прошлый мой
образ – действительно: я музыкантов
заковывала в кандалы и водила их на
цепях по сцене, – да, прошлый мой образ
был действительно жестче. А сейчас я
пришла в состояние более умиротворенное. - Власть над мужчинами
сама по себе вас не интересует? - Как любую женщину, в какой-то
степени интересует, конечно. Это тонкий
момент, потому что власть – не подавляющая,
скорее – эмоциональная. Мне хочется
присутствовать в сознании, в сердце, в
чувствах очень сильного человека, и
само присутствие – уже определенная
власть. Женская власть – в том, чтобы
привлекать сильных. Не в том, чтобы
подавлять слабых. Все мои отношения
строятся на абсолютном безграничном
доверии, на абсолютном – не то чтобы
равноправии… Мы не равны, мы едины.
Женщина и мужчина – две части изначально
единого существа. В мужчине есть женское
начало, в женщине есть мужское. Мне в
принципе непонятно, как одно может
бороться с другим. - Но вам же комфортнее, если вы
– единственная женщина среди массы? - Это другой вопрос. Конечно, мне
так приятнее, безусловно. Я также не
приемлю соперничества. Не то чтобы не
приемлю… Я настолько сильная, я настолько
в себе уверена, что мало кто выдерживает
соперничество, я себя априори чувствую
в превосходстве. Мне не интересна борьба.
В каких-то определенных жизненных
обстоятельствах ситуация борьбы заложена
– да, тогда следует пройти это состояние:
сопротивление – категория переменная,
но необходимая. Я не знаю, на какие
реакции в этом состоянии я способна.
Это может быть что угодно: жесткая
агрессия или созерцательное наблюдение,
могут быть вещи совершенно отвратные…
Я не знаю, и хорошо, что не знаю. Если не
требуется, то зачем?
4. 220 Вольт.
Жесть. Лет 30 назад
Бобби Фаррел шокировал мир, посадив на
цепи девчонок из BoneyM.
Сегодня обратные эпатажи: Rammstein, например,
- их, как связку служебных псов, выгуливает
на цепях маленькая скромная фрау. Мара
– героиня той же рок-оперы. Бродяжка-бунтарка,
настолько хороша, что ей никого не надо.
Словом, могла бы… Странно: любая власть
нуждается в собственной мифологии, а
эта – не потрудилась создать ни одного
героя. Ну да, конечно: у этой власти может
быть только один герой. А действительно -
новое откровение: зал у Мары повержен,
окован металлом, но бьется пульсом,
охваченный цепной реакцией. Она на сцене
– в камере пыток, в скинии бога плоти.
К ней не подходят, не ищут сочувствия и
тепла. Есть только жар – обжигает, палит.
Терзает зал. Не останавливается, когда
острее и больнее некуда: тысячи тонких
кинжалов в теле дрожат и тянут как нити
нервы в сладкой и долгой пытке. Не
кончится эта боль. На железный стол –
мужская беспомощность: что делать мне
с этой сукой?
- Мне не свойственно
никакое садо-мазо, любые фетиши –
совершенно не моя ипостась, но очень
многие в том, что я делаю, видят подобные
проявления. И слишком буквально
воспринимают все «220 Вольт». Для меня
имеет глубинный смысл каждая деталь,
которую я привношу на сцену. Чем-то
необходимо символизировать, воплотить
крайнее безграничное возбуждение,
которое рвется со сцены, разрывает
изнутри публику, - я вижу это. И смысл
цепей и закованных в них музыкантов –
одержимость, направляемая мной в музыку.
Это были мои сторожевые псы, это были
мои охранники. Они олицетворяли собой
жесткое, брутальное, очень сильное
начало настоящих мужчин, которых надо
заковать в цепи, чтобы они нечаянно не
порвали всех окружающих. При этом я сама
выходила на сцену, опутанная цепями, я
на себе испытывала холод металла, себя
безуспешно сдерживала. Это было пыткой
освобождения от оков и вхождение в новое
время, и на «Новом времени» я все-таки
цепи рвала… Мара тщательно следит
за точностью слова, для музыканта не
существует звуков пустых и грязных. Это
она боялась себя и должна была порвать
– не мужчины. - Управляя ими, - может быть,
оберегаете их от себя самих? - Я думаю, что не совсем так… Ну
не так. От них самих – пожалуй, пусть их
жены спасают. Я все-таки к этому никакого
отношения не имею. - То есть, вы только себя спасаете?
Думаете только о себе на сцене? - Нет, я думаю обо всем, что меня
окружает, обо всем, с чем я соприкасаюсь.
Я думаю о людях, которые приходят в зал,
я думаю о том, кто стоит у меня за спиной,
как выглядят и как двигаются музыканты,
что они играют. Я слышу каждый звук:
чтобы войти в этот общий транс, в эту
эйфорию, нужно, чтобы абсолютно все
совпадало, чтобы в наивысшей степени
было превосходно. - Вы чувствуете сексуальную
отдачу публики? - Скорее я чувствую свою сексуальную
отдачу. Публика ее, как правило, принимает. - Легкая куртизанка – но в
болота заводите, не в постель. - Я только явление, просто являюсь
проводником. Люди сами в себе открывают
какие-то качества, чувства – посредством
музыки.
5. Я попала.
Мара – в буддистской
мифологии олицетворение зла, по Далю –
наваждение, греза, призрак, в славянской
мифологии – нечисть, чучело, которое
сжигают на костре в ночь Ивана Купалы. В европейской – персонификация
ночных кошмаров.
- Есть много значений
имени «Мара». - Довольно много, да, знаю. - Проводник не очень-то
перспективный, не к свету они проводят,
ваши значения. - Славянская
мифология имеет корни в язычестве. Люди
издревле боятся того, чего не в силах
понять, и ищут названия своим видениям,
ищут определения: названным человек
будто бы уже владеет. А если пойти к
Израилю, в сторону Синайской пустыни,
то там «Мара» на арабском языке –
женщина. Мара – всего лишь женщина. На
израильском – еще и возвышенная женщина,
гордая. - Выбирая имя, вы
осознанно исследовали его значения? - Я услышала это имя. Я его приняла
и стала с ним жить. И только позже я
стала узнавать, о чем оно, и начала
относиться к нему осознанно. В буддизме
Мара – понятие еще более серьезное,
более налагающее ответственность: бог,
когда-то предавший Будду… Я даже думаю,
что миссия – хоть и звучит это напыщенно,
не очень правильно, но, возможно, именно
такая выпала миссия – быть явлением,
противоположным этому неестественному
значению. И раскрывать в людях совершенно
иные качества. - Что означает
опять-таки человека вызывать на грань. - Это однозначно. Может быть,
людям лучше испытать запредельное,
глядя на кого-то другого. - Я иногда не знаю, как некоторые
музыканты могут жить долго в таком
напряжении, в таком отчаянии. - Нет, мне не свойственно отчаяние.
Отчаяние – это слабость. Отчаяние –
это страх. А я не считаю, что страх должен
управлять человеком. Человека должны
направлять совершенно другие чувства. - Значит, вы не боитесь и
проиграть? - Я не играю никогда и ни во что. - Вы играете музыку. - И в музыке – ни во что. Я не играю
в чувства, я не играю в ощущения.
Обнажение. И этому не будет предела, пока
она не увидит: на картинке, в плоскости,
чужими глазами – воплощение внутренней
страсти. Откровение. Для женщины плотский грех –
преодоление греха гордыни. А если слито:
плоть и гордыня – и бесами из тела и
голоса рвется в зал? Особый садизм: не
останавливаться, когда все кончилось,
когда ускользает и тает нитью тонкая
боль, когда замирает мир, когда умираешь,
укрываешься теплым мраком. Когда не
больно. Обреченность. Бешенство гордыни и плоти –
это и не грех: крест. Редко дается и мало
кому по силам. Раздать по капле, перевести
одиночество, голод, тоску на русский
язык, выразить страсть простым сценическим
жестом: кому больнее – может быть,
брошенному, бессильному палачу? Отчего
нам хочется рвать любимых? Почему вместо
этого понятного в общем действа мы
прилюдно вынуждены рвать себя? Растворяясь
– и насыщая голод больного мира, не зная стыда и страха. Такое вот бешеное явление.
Плохо пленным. И мужчинам свои мужские
проблемы реально проще решать без нас.
Фото: Саша Южакова.
Источник: http://Cava |